24.01.2023

Партнерство бизнеса и государства как основа суверенизации экономики

Партнерство бизнеса и государства как основа суверенизации экономики
На путь импортозамещения Россия встала уже давно. Так, по данным Комитета Совета Федерации по экономической политике, в период с 2015 по 2021 год на проекты по импортозамещению было выделено более 3 трлн рублей. Это позволило добиться результатов, например, в нефтегазовой, фармацевтической и химических отраслях. Но в 2023 году в ходе выступления на ПМЭФ Владимир Путин обозначил новые контуры экономической политики страны. Теперь сквозным принципом стало "достижение настоящего технологического суверенитета, независимого от иностранных институтов".

На парламентских слушаниях в Совете федерации, первый заместитель главы Минпромторга РФ Василий Осьмаков констатировал, что правительство фактически перешло к новой модели: если в случае с импортозамещением раньше речь шла только об экономически обоснованном замещении в критических отраслях, то в условиях санкций потребности расширяются, и правительству необходимо "научиться запускать планово-убыточные проекты".

"Поэтому мы говорим уже не только об импортозамещении, но и о технологическом суверенитете, поэтому формируем новые меры поддержки", - считает Василий Осьмаков.

На текущий момент портфель приоритетных инвестпроектов оценивается уже в 5,2 трлн рублей, однако важно разработать продуманный и прицельный подход к выполнению задач по достижению суверенитета. А для этого нужно понять, какие отрасли требуют инвестиций на развитие суверенных решений в первую очередь.

Суверенизация фармакологии


Безусловно, еще одной важной для экономики отраслью, которая требует суверенизации, является фармакология. И хотя многие западные фармкомпании, в отличие от импортеров других отраслей, не ушли с российского рынка, как никогда прослеживается потребность государства самостоятельно обеспечивать себя всеми лекарственными препаратами. Это ярко проиллюстрировали годы пандемии, когда каждая страна была вынуждена опираться прежде всего на собственные мощности в борьбе с эпидемией, а Россия уже тогда выступила лидером на мировой арене по разработке вакцин и систем тестирования.

Согласно концепции, представленной рабочей группой при Минобрнауки РФ, для достижения поставленных целей по суверенизации отрасли потребуется 200 млрд рублей. Именно такой объем инвестиций необходим для лекарственного суверенитета, который предполагает, что к 2030 году произведенные в стране препараты будут занимать долю 35% в рублях и 15% в упаковках, а в более дальней перспективе - 75 и 85%. На текущий момент эта доля составляет всего 11 и 5% соответственно.

Среди мер поддержки: грантовое финансирование этапов разработки лекарств, система гарантий закупки лекарств у производителей, гибкая процедура регистрации препаратов (включая ускоренную регистрацию со второй фазы клинических исследований), налоговые преференции и формирование центров компетенций на базе ведущих университетов.

Суверенизации фармакологической отрасли была посвящена отдельная сессия в рамках того же ПМЭФ в рамках сессии "Фармацевтическая промышленность в России - перезагрузка 2030: курс на независимость". Заместитель министра здравоохранения Сергей Глаголев тогда подчеркивал, что достигнуть технологической независимости поможет более тесное сотрудничество со странами ЕАЭС, например, в области совместной разработки препаратов.

Суверенитет безопасности промышленных и инфраструктурных объектов


Развитие экономики возможно только при условии поддержания стабильного производства и функционирования критической инфраструктуры, а это, в свою очередь, зависит от безопасности этих объектов. Уже есть показательный пример суверенных решений в смежной отрасли - безопасности транспортной инфраструктуры. За последние годы там практически полностью удалось избавиться от иностранного программного обеспечения.

"Если в 2015 году объем суверенизации отрасли составлял не более 63%, то на сегодняшний день в сфере транспортной безопасности на 99% используется отечественное ПО и на 90% - оборудование от российских производителей", - такую оценку дал председатель правления Группы ФТК Иван Поминов. Основой для этого во многом послужил ряд постановлений правительства, которые определили закупку отечественного ПО и оборудования.

Стоит отметить, что благодаря принятым решениям, транспортный комплекс уже смог успешно противостоять всем основным вызовам и заложить фундамент для будущего роста. И это притом, что, по словам премьер-министра, "угрозы со стороны представителей недружественных стран были такого размаха, с которым не сталкивалась ни одна страна в мире". Тем не менее, задач по достижению суверенитета отрасли остается еще много, и в течение следующих трех лет, согласно утвержденной правительством Транспортной стратегии, на ее развитие будет направлено свыше 4 трлн рублей.

Накопленный опыт решений задач по суверенизации логично применить и для обеспечения безопасности смежной с транспортной инфраструктурой отрасли - стратегически важных промышленных и инфраструктурных объектов. По словам экспертов, за 15 лет удалось сделать транспортную безопасность суверенной. Очевидно, сегодня перед отраслью стоит новая задача: взять опыт и экспертизу транспортной безопасности для решения задач по повышению суверенной безопасности объектов промышленности и критической инфраструктуры.

Много лет оборудование, которое применялось для защиты различных российских объектов, было либо иностранным, либо созданным по иностранным технологиям. "Но в этом году наша страна оказалась под беспрецедентным санкционным давлением, отдельные виды оборудования и комплектующих оказались просто недоступны. Потребность в замене таких технологий стала сегодня очевидна, - отмечает Иван Поминов. - Все системы безопасности, которые используются для защиты государственных и стратегических объектов, должны быть независимыми от любых технических решений иностранных государств".

Основной мерой поддержки по суверенизации отрасли со стороны государства может стать стимулирование спроса на суверенные системы безопасности для обеспечения крупносерийного производства. Например, субсидирование выпуска крупных партий, а не опытных образцов. Еще один фактор, который может способствовать обеспечению независимости отрасли - повышение объемов экспорта отечественных систем безопасности в страны азиатско-тихоокеанского региона. В потенциале это рынок, который обеспечивает 4 млрд населения.

Партнерство бизнеса и государства как основа суверенизации экономики


Шаги на пути к суверенитету определенно делаются, однако усилий одного государства недостаточно: для достижения полного суверенитета всех критически важных отраслей необходимо планомерное и всеобъемлющее сотрудничество бизнеса и государства по множеству направлений.

Пример национальной платежной системы "Мир" показывает, что именно инфраструктурные решения, которые позволяют всем участникам рынка получать доступ к критически важным системам, являются залогом стабильного и независимого от зарубежных решений развития нашей экономики.

Для планомерной суверенизации важно, чтобы в каждой из отраслей были разработаны подобные инфраструктурные решения, которые станут основой независимости отрасли. Так, в сфере безопасности промышленных и инфраструктурных объектов к запуску готовится национальный маркетплейс суверенных систем безопасности. Как отмечают в Группе ФТК, маркетплейс станет единой площадкой, которая агрегирует предложения по системам безопасности от отечественных производителей.

"Мы видим большой запрос со стороны всех участников рынка на отечественные компоненты и решения, однако доступ ко всем существующим на рынке технологиям сейчас непрозрачен", - говорит Иван Поминов. Если следовать всем намеченным планам и дальше совершенствовать подход к суверенизации всех отраслей экономики, у России есть все шансы в обозримом будущем выстроить собственный путь, независимый от вмешательства со стороны зарубежных игроков. К тому же, все необходимые ресурсы для этого есть.


Источник: "Российская газета". С полной версией материала можно ознакомиться по ссылке: полная версия материала.

Читайте и смотрите где вам удобно: